Логотип Информационно-коммуникационные технологии в образовании

Интернет. Общество. Личность - ИОЛ-2000

Секция: C. Технологии дистанционного обучения


МУЛЬТИМЕДИА КОНСТРУКТОР ДИСТАНЦИОННЫХ КУРСОВ

Агапонов С.В., Кречман Д.Л., Никифоров И.С., Ченосов Д.С.

Интернет-центр Санкт-Петербургского отделения Института "Открытое общество", компания "ГиперМетод" , Санкт-Петербург

Текст доклада

Информационно-педагогические технологии и высшее образование находятся сегодня на новом этапе развития дистанционного образования (ДО) как системы распространения современных научных знаний. Необходимо отметить ряд трудностей, существующих сегодня и оказывающих значительное влияние на процесс разработки и использования ДО. В основном они относятся к технической реализации дистанционных курсов. В частности, в реализации ДО часто делается акцент на высокоразвитой сетевой инфраструктуре. В России, к сожалению, телекоммуникации развиты неоднородно, есть зоны с очевидно плохой связью. Кроме того, часто используемая закрытая программная архитектура курсов, их закрытость в модернизации даже для самих авторов, обуславливают высокую степень затрат на разработку и адаптацию дистанционных курсов.

В настоящем докладе рассматривается проект создания средства разработки мультимедийных дистанционных курсов - Конструктора, не требующего от разработчика знания программирования, максимально ориентированного на преподавателей-предметников и адаптированного к специфике отечественных телекоммуникаций. Проект выполняется Интернет-центром Санкт-Петербургского отделения Института "Открытое общество" и компанией "ГиперМетод" в рамках мегапроекта "Развитие образования в России (ИОО-Москва).

Конструктор мультимедийных дистанционных курсов является высокоуровневым авторским средством, ориентированным на создание мультимедийных дистанционных курсов и электронных учебников. Создаваемые курсы функционируют на базе технологии Web-CD: основной информационный массив учебного материала поставляется пользователю на CD-ROM, а обновление информации, тестирование и общение с обучаемым производится по каналам Internet. Пользовательский интерфейс программных средств максимально упрощен и ориентирован на пользователей (преподавателей) и предмет разработки (мультимедийные дистанционные курсы). Конструктор обеспечивает создание всех компонент дистанционных курсов: учебного материала (в мультимедийной форме), систем тестирования (интерактивные тесты курса), средств общения (в Internet), Web-сайта "Учебного Центра", а также предоставляет возможности создания авторских версий курса на основе ранее созданного.

В конструкторе предусмотрена максимальная автоматизация работ, основанная на предоставлении разработчику множества вариантов готовых прототипов курсов, встроенном "конструкторе" интерактивных тестов и средств общения, библиотек шаблонов и стилей, автоматическом создании перекрестных гипертекстовых связей и автоматической генерации дистрибутива для записи на CD-ROM.

Конструктор предоставляет возможности использования в курсе мультимедийной информации. В частности, возможно использование графики, видео, звука (в различных форматах: JPG, MPEG, MOV, MP3, MIDI, и др.), создание интерактивных сцен с элементами анимации, возможности подключения внешних программ и объектов.

Отдельно проработан вопрос использования возможностей Internet при создании дистанционного курса. Реализуемые возможности позволяют, используя канал Internet, встраивать в курс средства общения для преподавателей и учащихся, автоматически генерировать виртуальные семинары и поддерживать Web-сайт "Учебного центра".

Создаваемые с помощью Конструктора дистанционные курсы обладают следующими свойствами:
- качественный, соответствующий современным требованиям, графический интерфейс с пользователем;
- максимальное использование возможностей мультимедиа для представления учебного материала;
- возможность задания авторских программ обучения по уже созданному курсу;
- встроенные интерактивные тесты для проверки знаний и оценки успеваемости, результаты тестирования поставляются в "Учебный центр" по каналам Internet;
- развитые средства общения учащихся между собой и с "Учебным центром" (off-line конференции, виртуальные семинары, on-line связь);
- возможности дистанционного контроля знаний;
- возможность использования курса даже при полном отсутствии доступа к компьютерным сетям.

Конструктор предполагает создание дистанционных курсов, адаптируемых к качеству компьютерных сетей. Даже в случае полного отсутствия доступа к Internet существует возможность локального использования курса.

Авторский, "мягкий" подход к структуре разрабатываемых дистанционных курсов, с учетом специфики предметной области, предоставляет преподавателю возможность попробовать несколько вариантов организации курса и его графического оформления.

Контактная информация

(812) 325-97-60
© 2003-2014 Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций
(ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика")
Rambler's Top100